8 (800) 700-81-80

Код-шеринг. Что это такое?

В ОДНУ СТОРОНУ    ТУДА И ОБРАТНО
Для выбора сложного маршрута перейдите на страницу Авиа.
ОТКУДА
 
КУДА
 
ДАТА ВЫЛЕТА
ДАТА ОБРАТНОГО ВЫЛЕТА
КЛАСС
 
ТОЛЬКО ПРЯМЫЕ РЕЙСЫ
ВЗРОСЛЫЕ
ДЕТИ 2-11 ЛЕТ
ДЕТИ ДО 2-Х ЛЕТ С МЕСТОМ
ДЕТИ ДО 2-Х ЛЕТ БЕЗ МЕСТА
АВИАКОМПАНИЯ:
 

     Kупив билет "Аэрофлота" на рейс Москва—Париж, пассажир может обнаружить себя на борту самолета авиакомпании "Air France". Более того, пассажир из Берлина может купить билет авиакомпании "Air Berlin", например, в Екатеринбург, хотя сама немецкая авиакомпания в Екатеринбург вообще не летает. Просто в Москве, в аэропорту Домодедово, этот пассажир пересядет (со вторым посадочным талоном, полученным при регистрации в Берлине) на рейс авиакомпании "S7 Airlines" Москва—Екатеринбург.

     Подобные перевозки выполняются авиакомпаниями в рамках договоров код-шеринга (сов­местной эксплуатации воздушных линий). В этом случае рейс выполняется одним из перевозчиков, который называется оперирующим партнером, а другая авиакомпания (или даже несколько) выступает на этом рейсе в роли маркетингового партнера. Рейс выполняется под кодами обеих авиакомпаний, в чем можно убедиться, посмотрев на табло аэропорта. В первом из наших примеров двойной код, составленный из двухбуквенных кодов IATA, будет выглядеть как AF/SU, во втором — S7/AB. Билеты на код-шеринговый рейс продают обе авиакомпании-партнера через собственные сети.

Код-шеринговые соглашения дают авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. 

Код-шеринг — это коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. То есть если пассажир хочет лететь из пункта A в пункт B, авиакомпания должна ему такую услугу предоставить. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно — это повлекло бы большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А чересчур дорогую услугу продать не получится. Поэтому лучше доставить пассажира в пункт C, где пересадить его на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря код-шеринговому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Ведь, в принципе, он мог бы самостоятельно приобрести два билета на разные авиакомпании из пункта A в пункт C и затем из пункта C в пункт B, но тогда вторая авиакомпания не имела бы об этом пассажире никакой информации и, если бы рейс из пункта A задержался, сочла бы его просто не явившимся на свой рейс. Так что для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки.

     Но при этом надо понимать, что если бы не код-шеринговое соглашение между двумя авиакомпаниями, обе они этого пассажира не получили бы. Ведь первая из них не летает в пункт B, куда, собственно, направлялся наш пассажир, а в пункте C, откуда летает вторая авиакомпания, он бы тоже не появился, найдя альтернативный маршрут. Это соображение лежит в основе коммерческого сотрудничества авиакомпаний — ведь обе они получают клиента, который в противном случае ушел бы к конкурентам. Для большей привлекательности имеет смысл и немного снизить тариф для подобного перелета, поэтому авиакомпании заключают специальные соглашения SPA (Special Prorate Agreement), так что билет по маршруту A—C—B окажется дешевле (может, даже в два раза), чем сумма стоимости билетов по сегментам A—С и B—C (справедливости ради надо отметить, что та же самая логика объясняет, почему даже при полете одной авиакомпанией рейс с пересадкой чаще всего будет дешевле не только по сравнению с суммой стоимости по двум сегментам, но и с прямым перелетом A—C; просто в рамках одной авиакомпании, разумеется, нет необходимости заключать коммерческие соглашения).